Цель занятия
Освоить приемы обработки древесины настолько, чтобы каждый мог самостоятельно изготовить улей заданного типа.
Необходимые пособия, материалы и инструменты. Схемы устройства деревообделочных станков и инструментов; плакаты, альбомы, каталоги по оборудованию деревообделочных мастерских; типовые проекты ульев и набор образцов деталей по каждому улью; комплекты столярных рабочих и вспомогательных инструментов и приборов.
Задание 1. Изучить по типовым проектам размеры рамок и их деталей для многокорпусного улья, двухкорпусного и лежака. Установить сходство и различие в размерах отдельных рамочных деталей по каждому типу ульев. Разработать порядок обработки заготовок и подобрать комплект инструментов, необходимых для выполнения всех операций. Последовательно изготовить все детали и собрать рамки.
Задание 2. Изучить по типовому проекту многокорпусного улья и образцам деталей устройство и размеры корпуса. Разработать порядок обработки каждой детали корпуса и подобрать комплект инструментов, необходимых для выполнения всех операций. Изготовить каждую деталь корпуса и собрать корпус.
Задание 3. Изучить по типовому проекту многокорпусного улья и образцам деталей размеры и устройство всех других частей улья — дна, покрышника, крыши, потолка, вентиляционной рамы и т. д. Разработать порядок обработки деталей каждой части и подобрать комплект инструментов, необходимых для изготовления каждой детали. Изготовить все детали и собрать каждую часть улья.
Задание 4. Прогрунтовать, прошпаклевать и окрасить наружные поверхности всех частей готового улья.
Порядок выполнения
Занятие проводится в мастерской техникума. Предварительно учащиеся знакомятся с оборудованием деревообделочной мастерской и устройством станков и инструментов (и правилами их заточки). По чертежам и образцам деталей они знакомятся также с устройством всех частей ульев и рамок (гнездовых, магазинных), составляют соответствующие таблицы с перечислением всех частей ульев, их деталей и указанием ассортимента пиломатериалов. Затем, попрактиковавшись на нескольких обрезках досок в пилении, строгании и оторцовывании до точных размеров, а также в разметке и отборке фальцев и торцовых четвертей, учащиеся подбирают нужный им инструмент и пиломатериалы, нарезают заготовки, обрабатывают их до требуемых размеров деталей и последовательно собирают соответствующие части улья. При выполнении отдельных заданий учащиеся руководствуются указаниями, настоящего пособия. В необходимых случаях они прибегают к консультации и помощи преподавателя.
Грунтуют наружные поверхности улья (натуральной или искусственной олифой) и шпаклюют (шпаклевкой, приготовленной на мелу и олифе). Окрашивают улей вручную (кистью) или при помощи распылителя.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеют углы резания и углы заточки зубьев пилы и в резцах строгальных инструментов?
2. Перечислите основные правила техники безопасности при пользовании ручным и механизированным инструментом.
3. Какое внутреннее расстояние между передней и задней стенкой должно быть в корпусе каждого улья?
4. Каковы наружные размеры рамок наиболее распространенных в стране ульев? Чем отличаются рамки многокорпусного улья от рамок двухкорпусного?
5. Как влияют на расстояние между передней и задней стенками отклонения по глубине торцовых четвертей на этих стенках и отклонения по длине боковых стенок при оторцо-вывании?
6. Из каких операций слагается работа по изготовлению корпуса, дна, потолка, подкрышника и других частей улья?
7. Каким способом практически предохраняют ульи от неблагоприятных воздействий внешней среды? Расскажите о приемах грунтования, шпаклевки и окрашивания ульев.